Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ДОЛЬСКИЙ ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВ (уп. 1681–1725)

-

иноземец, живописец; поступил на службу в Оружейную палату 13 октября 1681 г., получал по 2 алт. в день (Оп. 34. № 962. Л. 203–204).

В 1682 г. писал “с поспешением у сени артусовой восемь херувимов живописным письмом”, за что и получил “в приказ” полтину (Стлб. 190 г. № 92); написал “два образа — Богородицы и святых апостолов Петра и Павла” (Стлб. 190 г. № 31).

В 1684 г. Одольский писал “в новопостроенных каменных верних комнатах царевен живописное письмо, разныя всякия притчи” (Стлб. 193 г. № 62).

В 1685 г. Салтанов и Иванов Безмин заявили в Оружейной палате, что Григорий Одольский “живописное письмо пишет против Леонтия Чулкова и лучше” (Стлб. 193 г. № 1000).

С того же года Одольский стал получать в день на три деньги больше против прежнего (Там же).

В 1685 г. Одольский был у стенного живописного письма во вновь построенных каменных и деревянных хоромах царицы Наталии Кирилловны и царевен Софии, Екатерины, Марии, Феодосии и Наталии Алексеевен. Подробное описание живописи в этих хоромах см. под фамилией Безмин Иван (Оп. 34. № 963). 24 марта 1686 г. боярин и оружейничий Петр Васильевич Большой Шереметьев приказал Григорию Одольскому “незамотчав написать в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне на полотне образ Всемилостиваго Спаса Сошествия во ад, мерою в вышину два аршина без полувершка, в ширину 1 аршин 9 1/2 верщков”. К 9 апреля картина была Одольским написана (Стлб. 194 г. № 548).

В сентябре 1686 г. Григорий Одольский вместе с другими живописцами писал “образы Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Успения Пресвятыя Богородицы, ангела-хранителя, да картину по золоту травы, на полотнах, в хоромы к царевне Софии Алексеевне, да знамя в отпуск войска запорожского обеих сторон Днепра к гетману Ивану Самойловичу, да клиросы в церковь Всемилостиваго Спаса, что над курятными вороты” (Стлб. 195 г. № 94).

В ноябре и декабре 1687 г. Одольский писал в церковь великомученицы Евдокии, во дворце “к Распятию Господню живописным письмом на атласе образ Пресвятыя Богородицы и образ Иоанна Предтечи” (Стлб. 196 г. № 103) (Успенский 1910:190). [Н. Д. Извеков относит эту работу к Екатерининской церкви, где Григорий Одольский работал вместе с Лукой Емельяновым. См.: Извеков 1906:48. Он же относит работу к церкви Воскресения Словущего (Извеков 1912/2). — Ред.]

В том же году Иван Салтанов заявил в Оружейной Палате, что Григорий Одольский “живописное письмо пишет мастерством против живописца Киприана Умбрановского” (Стлб. 195 г. № 464).

25 июня 1690 г. окольничий Михаил Тимофеевич Лихачев приказал Григорию Одольскому, Киприану Умбрановскому и Ерофею Елине (в документе названы “жалованными живописцами”) написать в хоромы царицы Натальи Кирилловны “на полотнах живописным письмом Распятие Господне, Снятие со креста, Положение во гроб, к прежним страстям в прибавку, которыя писаны 13 страстей к ней же великой государыне в хоромы во 197 году, мерою в вышину и в ширину против тех же прежних страстей” (Стлб. 198 г. № 979 и 1011).

В январе 1692 г. Григорий Одольский просил прибавки к своему содержанию (Стлб. 201 г. № 248).

В декабре 1693 г. Одольский просил прибавки жалования (Стлб. 202 г. № 134).

В марте 1694 г. писал хоругвь (Стлб. 202 г. № 725).

В 1699–1700 гг. Одольский “работал в клейменной палате у перебору и счету белыя бумаги и был у прописки полковых знамен в новоприборные солдатские полки всегда и безотходно”, а также “бывал по наряду из Оружейной палаты у живописных всяких великаго государя дел” (Стлб. 1700 г. № 285 и 408).

Получал он в это время по 4 алт. 2 деньги в день (Стлб. 1700 г. № 285).

У Одольского в это время был сын Иван Григорьев, который за него расписывается в Оружейной Палате в получении жалования (Стлб. 1700 г. № 408) (Успенский 1910).

В 1694 г. Григорий Одольский пишет под наблюдением Ивана Салтанова батальные картины для хором Петра I, применяясь к немецким образцам, 4 картины (21/4 арш. на 11/2 арш.) с изображением “полевых боев”, одновременно с тремя другими живописцами и четырьмя учениками, исполнявшими остальные 14 картин. А с июля 1697 г. пишет две картины, представлявшие “морские действия”, с немецких образцов или фряжских листов по указу царя Петра Алексеевича. В конце 1702 г. ему велено расписать 7 знамен для Преображенского и Семеновского полков и в новую Оружейную палату на перегородку, “в клейма”: портрет царя в военной броне и разные воинские доспехи, что он исполнил в 1703 г. В 1706 г. ему поручено было написать ландшафты с библейскими притчами для палат князя Меньшикова на его слободском дворе, а в 1709 г. — две “триумфальные в знак победы” картины. В 1711 г. он делал еще 6 знамен камчатных в Донской поход и расписывал 2 малых барабана “потешных”.

 (Собко 1893).

 В январе 1712г. Григорий Адольский подает челобитье о жаловании за 1711 год: «Державнейшии царь государь милостивеишии Твоего государева жалования денежной оклад шездесят рублев хлеба петнатцеть ювтей и в прошлом 711 м году по челобитью моему и по помете сибирского губернатара князя Матвея Петровича Гогарина велено мне ваше великого государя жалованье на прошлой 711  год окладное денежное и за хлеб деньгами по окладу выдать как отправят знамена которыя велено изготовить в отпуск в армею в Преображенской и Семеновской полки и те знамена в работе моей совсем отправлены а твоего великого государева жалованья из Оружейныя полаты зо ! умолением денежные казны толко сорок рублев а досталного денежного и за хлеб денгами мне не дано. Всемилостивейшии государь прошу вашего величества вели государь свое великого государя жалованье достолной которое мне не даны на 711й год мне выдать.  Вашего величества нижаишии раб Оружейныя полаты живописец Григорей Николав ! сын Одолской. 1712 генваря в       день». 

14 февраля 1712 г.  14 день последовал указ о выдаче жалования. л. 367 об. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 1010. Л. 366-367 об.). (Б.Т.).

Другие документы показывают. Какие работы выполнял художник в 1712 г.:

«1712 го генваря в 23 день роспись что издержено красок и скапидару на шездесят на восем значков …. Те выше писанные денги надлежит дать живописцу Григорью Адолскому». 

«1712 апреля в 2 день по указу великого государя выдано «от росходу денег на покупку золота и красок на золочение деревянных пятисот яиц иконописцом Тихану Иванову, Ивану Артемьеву, живописцу Григорью Одолскому шесть рублев»

 В марте-августе 1712 г. живописец работал «у прописки знамен» в Оружейной палате

(РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 1010. Л. 316, 313. 192 об.). (Б.Т.).

 

Позднее он работал вместе с Осипом Калугиным и Максимом Вировским во дворце Петра I в Петербурге и писал портрет царя для Синода, за что ему было заплачено 9 января 1723 г. 10 руб. Наконец, указом Московской Синодальной канцелярии по выбору супер-интенданта Зарудного он определен 30 октября 1724 г. в качестве живописца 1-й степени для осмотра, свидетельствования и исправления живописных работ, доставлявшихся в “Изуграфскую контору”, а 1 февраля 1725 г. ему поручена была вместе с Иваном Адольским постройка походной церкви для крещеных калмыков (Собко 1893).

В марте 1720 г. вместе с сыном Иванов Григорьевым Адольским и товарищем Федором Ивановым Беляевым заключил договор на писание церкви на камке по заказу прапорщика П. Тиличеева. Текст договора: “Декабря в двадесятый день. Оружейной полаты живописец Григорей Николаев сын Одолской с сыном своим с Ываном Григорьевым да с товарыщем с Федором Ивановым сыном Беляевым дали запись в том, что подрядились они морского флота галерного баталиона у прапорщика Петра Тиличеева написать церковь Божию по камке василковой. Ширина той церкви полшеста аршина вышина пять аршин с четвертью, и построить олтарь с полами, верх у олтаря яринной и с подкумачной красной, полы подбить кумачем красным же. Длина олтарю четыре аршина. В олтаре заднею стену зделать круглую, по швам положить по обе стороны и на полах тесьмы, в олтаре престол и жертвенник на престол, и на жертвенник одеяние камчатное красное, пелену камчатую, на ней крест позументной золотной, антимис отласной белой, как надлежит, к царским дверям занавес тафтяной алай, крест на церковь деревянной вызолотить, зделать ящик церковной, во что збирать церковь Божию. А написать им вышеозначенную церковь и образы святыя против данного от него рисунку самым добрым мастерством и золотить золотом червонным. А зделать им оную церковь марта к пятому числу семьсот двадесят первого году. А взяли они за вышеозначенную церковь и олтарь, и протчее денег сто дватцать рублев. К той записи они, подрятчики Иван Григорьев сын Одолской и вместо отца своего Григорья Николаева сына Одольского, Федор Иванов сын Беляев сам и порутчики Конюшенной слободы Малых Лужников Федор Яковлев, Садовой Набережной слободы Мартын Васильев, и свидетели челобитенные писцы Андрей Васильев, Тихон Седов руки приложили. Писал и записал Иван Энкуватов. К сей записке прапорщик Петр Тиличеев руку приложил. К сей записке Иван Григорьев сын Одольской руку приложил. Подлинную запись к себе взял” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1038. Л. 240–240об). (Н. М.)

В 1716–1723 гг. имеет в Москве свой двор “в приходе церкви Николая Чудотворца явленного от Арбатской на Никитскую” под № 20 (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 22. № 34298, 34492, 34615, 34928, 35655; ГИМ ОПИ) (Молева, Белютин 1965).

Сохранившиеся произведения:

Портрет воеводы Ивана Евстафьевича Власова. 1694–1695. НжХМ. 113х151 см. Надпись: “…а писана сия персона 8203-го года в шестьдесят седьмое лето от рождения жития его, изографом Григорьем От Дальским”.

И.Л.Бусева-Давыдова считает  портрет произведением XIX в. (устная консультация).

Библиография:

Викторов 1883:451, 453, 455, 466, 475, 476, 478, 483, 484, 486, 488 (Одольский); Собко 1893:48–50; Извеков 1906:48; Успенский 1910:190–191; Извеков 1912/2:10 (Одольский); Овчинникова 1955:106–114; Молева, Белютин 1965:223; Жаркова И. М. Живописцы Адольские // Проблемы русской художественной культуры XVIII века. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. (14–16 октября 1991 г.) М., 1991:63–66;  Павлович М.К. К изучению биографии мастеров Оружейной палаты XVIII в. // Генеалогические исследования. Сборник научных трудов. М., 1994. С. 180-184


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.