Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

ЛЕКСЕЕВ ИВАН (уп. 1652–1672)

-

кормовой иконописец Напрудной слободы [в Москве]; в 1652 и 1657 гг. был у стенного письма в Архангельском соборе (Успенский 1910:5).

В 1654 г. участвовал в росписи Троицкого собора и церквей Калязина монастыря. Его имя содержится в летописи на стенах собора (Успенский 1913–1916). (Текст летописи см. Абрамов Семен.)

В марте 1656 г. “починивал в поход государевы знамена” (Стлб. № 30 166 г.); в ноябре 1657 г. выполнял комнатное стенное письмо (Стлб. № 30 166 г.); в 1660 г. писал драгунские знамена (Стлб. № 116 169 г.); в 1661 г. был “в набережном терему, у государевых знамен и в золотой палате” (Стлб. № 444 169 г.), “у царских дверей, у мушкетов и у кадок” (Стлб. № 360 169 г.); в 1662 г. был у починки икон и деисуса в Благовещенском соборе (Стлб. № 449 170 г.).

В 1664 г. чинил и вновь писал “стенное и травное письмо” во дворце “в палатах — передней, в комнате и на золотом крыльце” (Стлб. № 288 172 г.); был у письма иконостаса в церковь преподобномученицы Евдокии, во дворце (Стлб. № 328 172 г.) и деисуса в церковь великомученицы Екатерины (Стлб. № 352 172 г.).

В октябре 1665 г. вместе с Симоном Ушаковым и другими иконописцами в Оружейной палате писал “на семи цках образных из треоди цветные недельные дни, что в которую неделю и как бывает празднество”. Все это было “в одном киоте; начальные цки были больше, а достальные меньше” (Стлб. по Оп. 32. № 1438 174 г.).

В декабре того же года с Степаном Резанцем и другими иконописцами писал потешные книги (Стлб. № 270 174 г.).

 (Успенский 1910)

 30 декабря 1665 г. вместе с другими иконописцами получил жалованье за написание «потешной книги в четверть листа» для царевича Федора Алексеевича. См. Тимофеев Федор.

В 1666 г. был у стенного письма в Архангельском соборе и у починки западных дверей в Успенском соборе и расписывал церковь Успения Пресвятой Богородицы в Дмитрове (Стлб. № 772 174 г.). (Успенский 1910:5). Вместе с Василием Федоровым (Юдиным) помогал Федору Тимофееву в письме образа Успения Богородицы (длина и ширина по 3 сажени) на внешней стене каменной соборной церкви ее в г. Дмитрове (Забелин 1850:72).

Вместе с Федором Тимофеевым и Иваном Алексеевым за написание «Успения» были награждены 26 сентября 1665 г. Федор Гаврилов и Мокей Никитин (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. № 9786. Л. 1). (Ш.И.Н.).

В конце 1666 и в начале 1667 гг. Иван Алексеев с Иваном Логиновым Лопаковым и Козьмою Галичаниным реставрировал в церковь Николая Чудотворца в селе Хорошове царские двери с столпцами, местные иконы (между ними — “образ Троицын да образ Алексея Человека Божия”) с киотами, “деисусы, праздники и пророки” (Стлб. № 115 175 г.).

В начале 1668 г. Иван Алексеев был в Саввино-Сторожевском монастыре в числе иконописцев, писавших “травы в больницах” (Стлб. № 343 176 г.) (Успенский 1910).

Летом 1669 г. Иван Алексеев вместе с Иваном Филатовым и др. иконописцами писал два знамени в Стрелецкий приказ: “на одном знамени — Спасов образ Нерукотвореннаго, на другом знамени — Михаил Архангела” (Стлб. № 28 180 г.) (Успенский 1913–1916. Т. 1:86).

В 1672 г. Иван Алексеев был у письма стола в набережных хоромах (Стлб. № 293 180 г.) (Успенский 1910).

Библиография:

Забелин 1850:53; Ровинский 1856:127; Викторов 1883:427, 440; Собко 1893:100–101; Успенский 1910:5–6; Успенский 1913–1916. Т. 1:86; Т. 4:225.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.

   
Жизнь».церковьвыполнения А заданий времени