Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НДРЕЕВ ИВАН (уп. 1694–1745)

-

 ярославский иконописец, родом костромич. Служил дьяконом, затем попом при церкви Дмитрия Солунского. Писал иконы для многих ярославских церквей.

Сохранилась его записка о поновлениях чудотворного образа Богоматери Федоровской в Костроме. Упомянув о поновлениях 1636 и 1677 гг., он пишет далее о своем участии в поновлении 1694 г.: “А Спасителевы ризы коснулся я, многогрешный поп Иван, проинокопил малую частицу иконописец Василий Осипов сын Колпашников” (Лествицын 1882).

В 1700 г. выслан к Москве, но отпущен обратно с другими иконописцами, кроме Квашнина Алексея, “для того, что по свидетельству их писем к такому мелочному письму негодны” (ОПИ ГИМ. Ф. 440. № 558. Л. 391). (Б. В.)

Будучи дьяконом, поновлял в 1707 г. образ Богоматери Толгской в Ярославле (Лествицын 1882).

В 1717 г. написал икону “Благовещение” (находится в Тульском музее), с надписью на нижнем крае иконы, вне оклада: “1717 году писал архангельский поп Иоанн Андреев в м(еся)цы септеврии Костромит” (Троицкий 1914). [Судя по надписям на иконах, в 1715 г. Иван Андреев был дьяконом церкви Дмитрия в Ярославле, а в 1721 г. — попом той же церкви. Поэтому наименование автора тульской иконы “архангельским попом” может вызвать сомнение: не другое ли это лицо? Однако форма надписи на других иконах Ивана Андреева близка надписи на иконе “Благовещение”, что и позволяет предположить, что автор тот же.  Можно допустить, что он был попом церкви Архангела Михаила до того, как был поставлен в церковь Димитрия. — Ред.]

В 1721 г. написал образ Толгской Божией Матери. Он находился в ярославском Успенском соборе на левом, по входе в собор, столпе южной стороны; внизу на окладе имелась надпись: “Писал сей святый образ Пресвятые Богородицы нарицаемый Толгская 1721 году Дмитриевский поп Иоанн Андреев”. Образ в вышину 14 вершков, а в ширину 11 вер. Он был поставлен в другой образ, на котором во всех четырех сторон изображены чудеса в 44 клеймах (Лествицын 1882; Израилев 1914). [Икона не сохранилась. Возможно, это икона Рыбинского музея. № РБМ 4742. Рама от нее последней четверти XVIII в. находится в ЯХМ. № И-440, 198х44 см. Средник 63х50 см. — Горшкова 1993:97.]

В 1734 г. написал образ Тихвинской Божией Матери, который находился в ярославской Тихоновской церкви и стоял в иконостасе верхнего холодного храма с левую сторону северных дверей против левого клироса. Внизу на окладе была вычеканена надпись: “Писал сей святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятые Богородицы, яже в Тихвине. Писан в Ярославле, церкви святаго великомученика Димитрия Селунского поп Иоанн Андреев 1734 году”. Образ имел в вышину 1,4 аршина, а в ширину 1 аршин без полувершка. Он был вставлен в другой образ, на котором с четырех сторон в 19 клеймах были представлены чудеса, а над главою Богоматери изображено коронование ее. Этот образ Тихвинской Богоматери, вероятно, поступил сюда из упраздненной окончательно в 1833 г. ярославской Борисоглебской церкви, потому что там теплый храм построен был во имя Тихвинской Божией Матери, и из этого храма, по распоряжению преосв. Авраама, некоторые иконы и другие священные вещи поступили в Тихоновскую церковь.

В 1744 г. написал образ Толгской Божией Матери, который находился в Московском Высоко-Петровском монастыре (см. список сохранившитхся произведений).

В 1745 г. руководил поновлением чудотворного образа Богоматери Федоровской в Костроме. Об этом пишет он сам в упомянутой выше записке: “Трудился изограф града Ярославля иерей Иоанн Андреев”. С ним работали иконописцы Михаил Афанасьев, дьякон церкви Сретения в Костроме, и Василий Никитин Вощин-Чудовский. Работа продолжалась с 16 августа по 15 сентября. Автор подробно описывает процесс работы: “Ризу Спаса проинокопили творным золотом по старой же иконописи и прочую ветхость обновили по прежнему, а лицо оный помянутый священник привохривал сам и олифили тогож числа в первую олифу в начале четвертаго часу дни, а олифили на кровле архимандрицких келий, а на лицо олифили того же сентября 13 день, то есть пятое, а образец сняли в 14 день, и оклад окрепили в той же день…” (Лествицын 1882).

Сохранившиеся произведения:

1. Благовещение. 1711 г. 144х102 см. Находилась в фонде Костромского музея (ОР ГТГ. Ф. 8. II. № 404. Л. 51–52. Докладная Ю. А. Олсуфьева). Икона в настоящее время находится в церкви Воскресения на Дебре в Костроме.

Надпись на иконе: “Богоспасаемого града Ярославля церковь великомученика Димитрия Селунского. Писал диакон Иоанн Андреев костромитин 1711 года”. (Б. В.)

2. Спас Вседержитель на престоле. 1715 г. Коллекция А.И.Полийчука в Москве. 105,7 х 65,2 см. Происходит из разрушенной церкви Всех скорбящих Радости села Космодемьянское близ Ярославля. (Находилась в местном ряду иконостаса, у царских врат). Приобретена у потомков священника храма. Раскрыта в 2004 г., реставрация не завершена. Левкасные тонированные вставки на полях. Старая левкасная вставка е\на изображении подножия внизу справа. Фон находится под поздней записью (первоначальный цвет - светло-зеленый). Мелкие тонированные утраты красочного слоя. Небольшие потертости красочного слоя на лике  и волосах Христа, на разделках одежд.

Справа от подножия надпись черной краской в 4 строки: “(Писан сий) с(вя)тый образ во граде (Я)рославле 715-го писал димитриевский диакон Иоанн Андреев”. ( Иконы из частных собраний 2004).  (Комашко 2006. Илл. 126).

3. Богоматерь Толгская. 1715 г. ЯМЗ. Инв. 7700. 63х51 см. Происходит из церкви Варвары великомученицы в Ярославле. Пост. в 1954 г.Реставрирована И.Б.Бартеневой (ЯМЗ) в 2000-2001 гг.

На нижнем поле надпись золотом и коричневой краской:  “Списан сей святый образ с подлинного чудотворного образа Пресвятыя Богородицы нарицаемой Толския. О явлении и праздновании того целбоносного образа Трифону архимандриту Ростовскому и Ярославскому в лето 6822-го году. Писал лета 7224-го, лета 1715 год града Ярославля димитриевский диакон Иван Андреев Костромитин”. (П. Л.; Костромская икона 2004. Кат. 208)

4. Богоматерь Толгская. 1721 г. РБХМ. Инв. 4742. И-56. 62х48,5 см. Как предполагает В. В. Горшкова, происходит из Успенского собора в Ярославле (Горшкова 1993). Реставрировала в 1996–1997 гг. А. Н. Клянина.

5.   Богоматерь Толгская. 1734 г. Частная коллекция в Москве. В размер чудотворной.

Надпись на серебряной рамке на нижнем поле : “В Ярославле церкви святаго мученика Димитрия Селунскаго поп Иоанн Андреев 1734” (К.Н., Ш.И.)..

6. Иоанн Предтеча, с клеймами (клейма). 1744 г. ГИМ. Инв.

7.  Богоматерь Толгская. 1744 г. ГИМ. Инв. 53054. VIII. 3741. 63 х 48,2 см..

Происходит из Высокопетровского монастыря в Москве, где стояла в церкви Толгской Богоматери слева от царских врат. Икона была написана для статс-дамы Настасии Александровны, урожденной Нарышкиной, дочери Александра Львовича и, следовательно, внучки боярина Льва Кирилловича, брата царицы Наталии Кирилловны, супруги царя Алексея Михайловича (Ярославские ЕВ. 1848 и 1894 гг.; Израилев 1914).

Имела серебряный оклад, на котором были вырезаны слова: “Списан сей святый образ с подлинного чудотворного образа пресвятыя Богородицы, яже в Толгской обители. А писал сей святый образ 1744 году месяца августа, города Ярославля, церкви святаго великомученика Димитрия Селунского поп Иоанн Андреев”.

В настоящее время серебряный оклад отсутствует.

Надпись внизу изображения черной краской: Списан сей святый образ с подлиннаго чудотворнаго образа пресвятыя Богородицы яже в толгской обители и о явлении и празднование того цельбоносного образа августа в 8 день. Явися той святый образ Трифону архиепископу Ростовскому и ярославскому в лето 6822 году.А писал сей святый образ 1744 году месяца августа града Ярославля церкви святаго великомученика Димитрия Селунского поп Иоанн Андреев”. (Костромская икона 2004. Кат. 210)

Пост. в 1920-х гг. Реставрирована А.И.Гоголевой (ГИМ) в 1980 г.

8.  Богоматерь Толгская. 1740-е гг. РМЗ. Инв. 4742/и-56. 61,5 х 49,5 см. Происхождение неизвестно. Реставрирована Т.Л.Шабановой (Ярославская СНРПМ) в 1996 г.

Надпись внизу изображения: “Списан сей с(вя)тый образ сподлиннаго Чудотворнаго образа Пр(е)с(вя)тыя Б9огоро)д(и)цы нарицаемаго яже втолской обители. Оявлении и празнование Того целбоноснаго образа августа воосмый день явися той с(вя)тый многоцелебный образ Трифону архиеп(и)ск(о)пу ростовскому иярославскому в лето [682] втораго году. Писал Б(о)гохрани(маго) Града яраславля Ц(е)ркви велико м(у)ч(е)н(и)ка димитрия селунскаго мироточца поп иоанъ андревъ 174[...] ду” (Костромская икона 2004. Кат. 209). 

9. Спас Смоленский. Костромская епархия

Иллюстрации:

Благовещение. 1711 г. 144х102 см. Находилась в фонде Костромского музеяСпас Вседержитель на престоле. 1715 г. Коллекция А.И.Полийчука в Москве. 105,7х65,2 см. Богоматерь Толгская. 1715 г. ЯМЗ. 63х51 см.Спас Смоленский. Костромская епархия

Библиография:

Ярославские ЕВ. 1848:254 и 1894:35; Лествицын 1882:229; Израилев А., протоирей. Некоторые сведения о ярославской церкви Димитрия Солунского // Труды Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Ярославль, 1914. Кн. VI. Вып. 1:310–316; Троицкий Н. И. Костромская икона Благовещения пр. Богородицы // Труды IV обл. историкоархеологического съезда в городе Костроме в июле 1909 г. Кострома, 1914:57–72; Горшкова В. В. Иконы Толгской Богоматери со “Сказанием” в музейных коллекциях Ярославля // Сообщения Ростовского музея. Вып. 5. Ростов, 1993:97;  Иконы из частных собраний 2004. № 141, илл. цв.; Костромская икона 2004. Кат. 208-210, цв. илл. 324-326.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.