Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НФИЛОФЬЕВ СЕМЕН (АМФИЛОФЬЕВ, АНФИЛОГИЕВ) (уп. 1679–1713)

-

с 18 августа 1679 г. иконного письма ученик; учился он у Георгия Терентьева Зиновьева; поденного корма получал в день по 6 денег (Стлб. 188 г. № 4; ср. стлб. 188 г. № 29).

В одной из своих челобитен в 1680 г. пишет царю: “Я… оскудал и одолжал, платишком и обувью скуден нужен, купить нечем, человеченко безродственный” (Стлб. 188 г. № 1161).

В 1684 г. Семен Анфилофьев писал со своим учителем Георгием Зиновьевым иконы “благовернаго князя Петра, мученицы Февронии — муромских, мученицы Февронии” (Стлб. 193 г. № 985).

В конце 1684 г. Семен Анфилофьев вместе с другими иконописными учениками писал в хоромы к царице Наталье Кирилловне иконы (длиной по 4 вершка, ширина “по размеру”) Онуфрия Великого и трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (Стлб. 193 г. № 297).

В конце 1686 г. Семен Анфиловьев вместе с Федором Няниным и Мироном Кирилловым был послан в Александрову слободу [ныне город Александров Владимирской губернии. — Ред.] “для письма и починки святых икон и иконостаса в соборной церкви Успенского девичьего монастыря”. В этой работе принимал участие и Никифор Бовыкин (Успенский 1913–1916. Т. 1:280). (Стлб. 195 г. № 32 и 36; 196 г. № 409). Здесь названные иконописцы “в святых Божьих церквах местныя и штилистовыя иконы поновили заново и во святую соборную церковь писали вновь местные иконы, — образ Живоначальной Троицы да другой образ — Успения Пресвятой Богородицы с облачными апостолы самым полным переводом, мерою цки по 2 аршина. Были у дела шесть недель” (Стлб. 196 г. № 409) (Успенский 1910).

В 1687 г. взят в Посольский приказ, где с 1 октября 1687 по 1 октября 1688 г. писал иконы в церковь Иоасафа царевича в Измайлово. Написал 6 апостолов. В бригаду входили: Георгий Терентьев, Федор Нянин, Спиридон Григорьев, Михаил Милютин, Тимофей Резанцов, Михаил Матвеев, Семен Амеллофьев, Иван Аникиев. Работали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. Дано на корм 21 руб. (Токмаков 1889). Те же мастера, кроме Михаила Милютина, в 1688 г. написали и позолотили 7 икон в новый собор Донского монастыря (см. Зиновьев Георгий).

В июле и августе 1688 г. Семен Анфиловьев вместе с жалованными иконописцами и иконописными учениками “починивал в соборной церкви Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери” (Стлб. 196 г. № 627).

В апреле 1690 г. Анфилофьев расписывал по золоту красками деревянные точеные яйца (которые сделаны были “против курячьих, утиных и голубиных” яиц. Стлб. 198 г. № 801). В августе того же года он вместе с Дмитрием Титовым и Иваном Аникиевым “в соборной апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы в приделах — великаго чудотворца митрополита Петра и великомученика Димитрия в стенном письме попорченыя места починил и подвел подводными красками, как пристойно, да в большом алтаре позади северных дверей до притвора в своде от полу и на северных дверях зад расписывал травами или аспидом крачным” (Стлб. 198 г. № 1088) (Успенский 1910).

23 сентября 1702 г. заключил договор на иконописные работы в церкви Преображения Господня в с. Спасском Рузского уезда, вотчине стольника И. Костюрина: “Сентября в 23ый день Оружейные полаты иконописец Семен Анфилофьев сын подрядился у стольника Ивана Костюрина в вотчине ево в Руском уезде в селе Спаском в церкви Преображения Господня написать святые иконы, царские и северные двери, иконостас три пояса празники дванадесятные на одная цке по два празника, а Спасов образ и Пресвятые Богородецы, и Предотечи, и архангелов на одной цке, апостолов по два на цке самым добрым мастерством. Денег рядил дватцать два рубли, напред взял денег десеть рублев. Зделать все на срок декабря шестое число сего ж году. Неустойки пятдесят рублев, и в выше записной подрядной записи писано неустойки то ж. К той записи он, подрятчик, и порутчик церкви Великомученицы Екатерины, что у Великого Государя вверху понамарь Максим Иванов, и свидетель Чюдова Приказу монастырских дел подьячей Василей Сорокин сами руки приложили. Писал Федор Кузмаметев” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1031. Л. 867об–868). (Н. М.)

В апреле 1703 г. Семен Амфилофьев подписал договор на иконописные работы в с. Дубровках (Псковской земли) по заказу стольника князя И. Белосельского: “Апреля в 28ой день Оружейной полаты иконописец Семен Афилофьев подрядился у столника князь Ивана Белосельского написать тринатцать икон в с. Дубровках да 12 икон апостолов, 12 икон пророков. Рядил десять рублев. Наперед взял пять рублев. Написать на срок октября в 1 числе сего ж году. Неустойки рядныя и даныя деньги и убытки сполна. К той записи он, Семен, сам руку приложил, порутчик церкви Положения Господни, что на Сенях, псаломщик Иван Еремеев, и свидетель Приказу военный дел подьячей Абрам Иванов сами руки приложили. Писал Федор Грешищев” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 887об).

В сентябре 1713 г. писал для церкви Сергия чудотворца в с. Рождествино (Бородино) Можайского уезда по заказу вотчинника генераладъютанта П. Т. Савелова 8 икон праздников, 6 апостолов и средник “в пяти листах”. Текст договора: “Сентября в 9 день Оружейные полаты иконописец Семен Анфилогиев подрядился у генерала и отьютанта Петра Тимофеева сына Савелова вотчине ево в Можайском уезде в с. Рожествене Бородино тож в церкви Сергия Чюдотворца написать восмь икон празников, шесть икон апосталов, средник в пяти листах, и у икон в ризах пробеливать твореным золотом, а венцы накладным золотом, и написать самым добрым мастерством своим товаром, иконостас и киот золотить двойным золотом и серебром против месного пояса, а святыя иконы написать, иконостас вызолотить на срок декабря к первому числу сего ж году против их росписи, какову они ему дали. Найму рядил денег дватцать рублев. Наперед взял пятнатцать рублев, а достальные деньги взять в то время, как святые иконы и иконостасы поставит. К той записи он, иконописец Семен, и порутчик церкви Великомученицы Екатерины, что у великого государя вверху, понамарь Максим Иванов, и свидетель челобитенной писец Иван Терентьев руки приложили. Писал Фадей Богданов” (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 335. Л. 1323–1323об). (Н. М.)

Церковь Рождества Христова сохранилась. Иконостас с иконами сгорел во время войны 1812 г. (Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Т. 2:15).

Библиография:

Викторов 1883:453; Забелин 1893:154; Собко 1893:226; Токмаков 1889:21–22; Успенский 1910:13–14; Успенский 1913–1916. Т. 1:280; Молева, Белютин 1965:187; Николаева 2001:269.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.