Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

НТИПИН НИКИТА (АНТИПЬЕВ) (уп. 1667–1686)

-

кормовой иконописец из Напрудной слободы (в Москве); в 1667 г. расписывал колымагу (Стлб. № 300 176 г.), “доски под сахарные коврижки” во дворец (Стлб. № 772 176 г.).

В начале 1668 г. Никита Антипьев был в СаввиноСторожевском монастыре в числе иконописцев, писавших травы “в больницах” (Стлб. № 3434 176 г.) (Успенский 1910).

В 1673 г. был у стенного письма в церкви Николая Чудотворца Гостунского (Стлб. 181 г. № 681). В 1673 г. под руководством Симона Ушакова “у соборныя церкви Пресвятыя Богородицы Успения над южными дверми Спасов образ Нерукотвореннаго, также и по сторонам того Спасова образа аггелов и вверху над Спасовым же образом святителей и над святительми образ Пресвятыя Богородицы писал вновь” (Стлб. 181 г. № 542) (Успенский 1913–1916. Т. 1:190).

В феврале 1674 г. вместе с другими иконописцами писал в Москве в Иконном терему иконы (11 деисусных и 12 праздников) в Богоявленский собор Ниловой пустыни. (См. Павлов Семен.) Отнесен к третьей статье (Забелин 1894:117).

В 1674 г. Никита Антипьев был у починки икон в церкви преподобномученицы Евдокии во дворце (Стлб. № 54 183 г.).

В 1676 г. Никита Антипьев был в набережном иконном терему у починки “деисусов, праздников, праотцов, пророков, местных образов и царских дверей” из церкви св. Иоанна Белоградского, что у великого государя в Верху во дворце (Стлб. № 422 184 г.). В 1676–1677 гг. был у стенного письма в церкви Нерукотворенного Спасова образа, во дворце (Оп. 34. № 958. Л. 220), а также у письма в эту церковь образа местного “Предста Царица”, образа Спасова, образа Пресвятой Богородицы, образа Иоанна Предтечи, двух образов деисусов и разных святых на медных цках к той же церкви в пещеры (Оп. 34. № 958. Л. 281об), у письма местных икон и деисусов в церковь села Алексеевского (Оп. 34. № 958. Л. 295).

В феврале 1677 г. Никита Антипин был в иконном терему у письма 11 икон деисуса (“мерой в длину 1 арш.”) “в Нилову пустынь в соборную церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа” (Оп. 34. № 958. Л. 318).

В апреле 1677 г. Антипьев вместе с жалованными и московскими кормовыми иконописцами был у стенного письма в церкви Спасова Нерукотворенного образа, что у великого государя вверху, на сенях (Оп. 34. № 958. Л. 430; ср. стлб. 185 г. № 2) (Успенский 1910).

25 июля 1677 г. починены деисусы, праздники, пророки, местные иконы и царские двери в Верхоспасский собор. Починка производилась в набережном иконном тереме, а работали с иконописцем Никифором Бовыкиным кормовые иконописцы меньшей статьи Артемий Иванов, Никита Антипьев, Кузьма Максимов и Иван Иванов (Извеков 1912/3:37).

В октябре 1678 г. Никита Антипьев вместе с другими иконописцами и живописцами расписывал в кремлевском дворце “каменное новое крыльцо и около того крыльца переграду каменную новую” (Стлб. 187 г. № 88. В росписи отнесен ко второй статье).

В том же году вместе с другими иконописцами писал “стенное письмо — Видение царя Константина в грановитых сенях для польских послов” (Оп. 34. Кн.  959. Л. 355).

В 1679 г. Никита Антипьев снова был у стенного письма в церкви Нерукотворенного Спасова образа, что у великого государя в Верху (Стлб. 188 г. № 1817 по Оп. 32. В росписи отнесен ко второй статье. Ср.: Оп. 34. № 962. Л. 374). (Успенский 1910).

В августе 1679 г. в составе большой группы иконописцев писал иконы праотцев в Покровский собор Измайлова (см. КОНДРАТЬЕВ МАТВЕЙ).

Был в 1680 г. в с. Измайлове, где принимал участие в расписывании иконостаса в церкви преподобного Иоасафа царевича (Стлб. 188 г. № 394). Летом того же года Антипин писал стенное письмо в Успенском соборе (в Москве) над западными дверьми (Стлб. 188 г. № 544). Жил Никита Антипьев в Огородной слободе на тягловой земле (Стлб. 188 г. № 922).

В сентябре 1684 г. он расписывал в окнах решетки и станки и “церковь мыл” (вероятно, стенопись) в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Стлб. 193 г. № 105) (Успенский 1910).

В 1685–1686 гг. участвовал в стенном живописном письме в новопостроенных хоромах царицы и царевен в Москве как иконописец (Молева, Белютин 1965).

Сохранившиеся произведения:

См. Кондратьев Матвей.

Библиография:

Забелин 1850:91; Ровинский 1856:130; Викторов 1883:451; Собко 1893:191; Забелин 1894. Вып. 2:117; Успенский 1910:12–13; Успенский 1913–1916. Т. 1:190; Молева, Белютин 1965:187.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.