Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

АСИЛЬЕВ ФЕДОР (уп. 1681–1722)

-

живописного письма ученик; учился у Ивана Безмина; в январе 1681 г. писал в хоромах царицы Агафии Симеоновны в верхних комнатах “стенное письмо, подволоки и иные многие дела” (Стлб. 189 г. № 329).

Был у стенного же письма в царских хоромах в селах Измайлове, Преображенском и Воробьеве. Получал он по 10 денег в день (Стлб. 189 г. № 75). Здесь же писал и в 1685 г. (Оп. 34. № 963).

С февраля по май 1685 г. Федор Васильев вместе с другими живописцами писал для царя Петра Алексеевича плащаницу и знамя тафтяное пушкарское “с обе стороны по золоту и серебру разными цветными красками, писал и золотил в хоромы к царевне Екатерине Алексеевне три киота деревянных разных — первый к образу Успения Пресвятыя Богородицы, кресла резныя, поставец большой с уступом и ящиками выдвижными” (Оп. 347. № 963) (Успенский 1910).

25 февраля 1698 г. приезжал в Ростов с товарищами, 17 мая уехали. В июне того же года приезжали на пяти подводах снова из Москвы, в том же месяце уехали. Сведения взяты из “подводных книг” Ростовского архиерейского дома (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 20. Л. 148об–150, 136–136об) (Мельник 1993).

В марте 1703 г. купил двор в Москве за Мясницкими воротами на Большой Мясницкой улице  за 300 руб. (Актовые книги 1892).

31 октября – 5 декабря 1702 г. — живописец Оружейной палаты Федор Васильев нанимает золотарей Оружейной палаты на золочение иконостасов Троицкого собора и неизвестных церквей в г. Пскове с оплатой от 20 до 50 (только в соборе) рублей в год. Среди его подрядчиков: Григорий Второй, Дмитрий Архипов, Федор Мануйлов, Семен Васильев, Никита Широков, Дмитрий Хорошев, Ермил Григорьев Зима, Иван Михайлов Шалыгин, Филипп Юфимов Горбовский, Алексей Нагорный, и человек вдовы стольника М. И. Карамышева Василий Петров Дурнов (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1031. Л. 888об–889, 894–894об, 896об, 902об–903, 909–909об, 923, 930об–931, 952–952об, 957об–958).

В апреле 1703 г. нанимает для иконописных работ во Пскове посадского человека ЮрьеваПольского иконника Петра Никитина (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 856); Козьму Григорьева (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 1032. Л. 863об); иконописцев Оружейной палаты Емельяна Муратова и Василия Алексеева (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 876об); Тимофея Григорьева (Мартьянова) (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 879); Дементия Ларионова (см.), иконописца митрополита Сарского и Подонского Илариона (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 890). В мае нанимает Тимофея Кириллова (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 907); Петра Алексеева Гладку (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 907об); Ивана Тихонова Баженова и Петра Савина Хомякова (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 873об–874); Данилу Буралевского (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1032. Л. 924об). (Н. М.)

В 1705 г. Петр I сообщает Меншикову, что Васильев явился к нему и он направляет его в Петербург в распоряжение архитектора И. Матвеева. Вплоть до 1722 г. выполняет для Петра различные чертежи и “чертежные книги” (Молева, Белютин 1965).

Библиография:

Викторов 1883:451; Успенский 1910:47–48;  Актовые книги 1892:217, пар. 523; Молева, Белютин 1965:193; Мельник 1993:82.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.

   
тренинг по Ладкам тела