Словарь русских иконописцев XI-XVII веков
   
   

Предисловие к Словарю

СЛОВАРЬ РУССКИХ ИКОНОПИСЦЕВ XI - XVII ВЕКОВ

 Редактор-составитель И.А.Кочетков

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Издание представляет собой первый полный словарь русских иконописцев XI - XVII веков. Он включает в себя материал всех имеющихся частных словарей, а также сведения, почерпнутые из различных изданий и архивных фондов.

За образец взят словарь А.И.Успенского, являющийся частью его монографии “Царские иконописцы и живописцы XVII века” (М., 1910). Составитель следует А.И.Успенскому в отношении к документу: текст Словаря максимально приближен к тексту документа, для чего использу-ется подробный пересказ или цитирование, а всякое сообщение сопровож-дается указанием на его источник. Материал словаря А.И.Успенского , с незначительными сокращениями, целиком вошел в текст нового Словаря. Опущены, главным образом, подробные описания дошедших до нас про-изведений, а также цитаты из других авторов. Пропуски в тексте оговари-ваются или обозначаются многоточием, заключенным в квадратные скоб-ки. Исправления и вставки, которые в отдельных случаях приходилось вносить в текст А.И.Успенского, заключаются в квадратные скобки. Не оговариваются незначительные правки, касающиеся орфографии и грам-матических форм. Если сведение заимствовано у А.И.Успенского или дру-гого дореволюционного автора, то шифры архивных дел даются по приня-той в то время классификации, а если у современного автора - то по совре-менной классификации. В приложении дается таблица перевода шифров старой классификации столбцов и книг Оружейной палаты в современную.

Словарь включает в себя сведения обо всех русских художниках XVII века, как иконописцах, так и живописцах. Кроме того, здесь даны сведения о тех русских иконописцах и живописцах первой трети XVIII ве-ка, которые начинали работать в XVII веке или продолжали традицию рус-ского иконописания этой эпохи.

Впервые в Словарь включены краткие сведения обо всех сохранив-шихся произведениях известных авторов, а также о произведениях, пред-положительно атрибутируемых им.

** Новый Словарь значительно расширяет круг известных нам имен русских иконописцев XI - XVII веков. Если в словаре Д.А.Ровинского со-держится свыше 500 имен, в словаре А.И.Успенского, наиболее полном, - свыше тысячи, то новый Словарь называет имена около 3000 художников. Их число будет, без сомнения, рости по мере дальнейшей обработки ар-хивных фондов.

Структура словарной статьи

Словарная статья включает в себя:

  1. Имя иконописца и годы его деятельности
  2. Сведения о жизни и творчестве художника
  3. Каталожные сведения о сохранившихся произведениях и произве-дениях, приписываемых художнику
  4. Источники. Библиографию

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1.1. Варианты написания имен художников в заголовках стетей:

  • при четырехчленном имени: фамилия (второе отчество), имя, отчест-во, прозвище (например: КУРЕТНИКОВ ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВ ПЛЕХАН);
  • при трехчленном имени: фамилия (второе отчество) или прозвище, имя, отчество (например: АВТОНОМОВ ГРИГОРИЙ АГЕЕВ или: ВОЛОГЖАНИН ФЕДОР ВАРФОЛОМЕЕВ);
  • при двухчленном имени: фамилия (второе отчество) или прозвище, имя (например: РУБЛЕВ АНДРЕЙ, ГОРБУН КАРП, ПАВЛОВЕЦ НИКИТА); отчество, имя (например: СТЕПАНОВ БОРИС).

В качестве основной берется наиболее полная форма, а все осталь-ные вносятся в словник с отсылкой к ней. Так например, для имени АВТОНОМОВ ГРИГОРИЙ АГЕЕВ дается отсылка: АГЕЕВ ГРИГОРИЙ, см. АВТОНОМОВ ГРИГОРИЙ АГЕЕВ, а для имени КУРЕТНИКОВ ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВ ПЛЕХАН - две отсылки: на ПЛЕХАН ГРИГОРИЙ и на СТЕПАНОВ ГРИГОРИЙ. Так как отсылочная форма имени может совпадать с именами других лиц, при ней даются некоторые сведения об иконописце, которые позволят отличить его от других. На-пример: СТЕПАНОВ ГРИГОРИЙ - ученик Степана Рязанца, см. МОЖЕВИТИН ГРИГОРИЙ; СТЕПАНОВ ГРИГОРИЙ - ярославский ико-нописец, уп. 1646-1678, см. КУРЕТНИКОВ ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВ.

1.2. При наличии различных написаний одного имени (ИВАН-ИОАНН-ИВАШКА и т.п.) выбирается полная форма слова в его современ-ном виде. (ИВАН, СЕМЕН, ЯКОВ и т.п. вместо: ИОАНН, СИМЕОН, ИАКОВ). Это правило относится и к написанию отчеств или фамилий, об-разованных от личных имен (ИВАНОВ вместо ИОАННОВ, СЕМЕНОВ вместо СИМЕОНОВ и т.п.). Как исключение, сохраняются имя КОЗЬМА и отчество КОЗЬМИН, которые встречаются гораздо чаще, чем КУЗЬМА и КУЗЬМИН. Исключение делается также для духовных лиц, которые обыч-но называются церковно-славянскими именами: СТЕФАН, СИМЕОН и т.п. Просторечная форма имени меняется на литературную (например: АМЕЛЬЯН на ЕМЕЛЬЯН и т.п.). Другая форма отчества (фамилии) или имени может быть указана после основной формы в скобках.

В отдельных случаях составитель Словаря счел себя в праве присво-ить художнику отчество: если известно имя его отца или отчество брата. Как правило, фамилия (второе отчество) отца не присваивалась сыну, если этого не делали письменные источники. Так например, СЕМЕН, сын ИВАНА ПОПОВА, будет, как правило, именоваться СЕМЕНОМ ИВАНОВЫМ, если только ПОПОВЫМ его не называют источники.

1.3. Если в разных источниках встречаются сведения о двух иконо-писца с одинаковыми именами и отчествами, то это может служить осно-ванием для их идентификации лишь в том случае, если имеются какие-либо дополнительные совпадения: происхождение из одного города или работа в одно время на одних объектах.

1.4. Если нет сведений о годах жизни художника, то указываются го-ды первого и последнего упоминания о нем в источниках.

2. 1. Каждое известие о художнике сопровождается ссылкой на ис-точник: архивный документ или печатное издание. Название печатного из-дания в тексте статьи может быть полным или кратким. Полное дается в том случае, когда название отсутствует в библиографии словарной статьи (для изданий, не содержащих сведений о самом художнике). Краткое на-звание означает, что полное название приведено в библиографии статьи или в списке сокращений в конце словаря. Если указание на документ за-имствовано из печатного издания, то после шифра документа приводится сокращенное название издания, а если из устного сообщения - инициалы автора. Статья, целиком написанная одним автором, подписывается его полным именем.

Название источника выделено курсивом. Названия документов или изданий, на которые ссылается источник, курсивом не выделяются.

Указание на источник сведений в конце статьи может отсутствовать, если единственный источник указан в разделе “Библиография” или если статья представляет собой компиляцию из нескольких источников, указан-ных там же. При отсутствии библиографии это означает, что сообщение принадлежит редактору-составителю.

2.2. При использовании текста того или другого автора кавычки, как пра-вило, не ставятся даже при цитировании. Исключение возможно в том слу-чае, если текст содержит авторскую оценку сообщаемым сведениям. Су-ществующая в источниках разница в написании некоторых имен или на-званий сохраняется.

2.3. Если сообщение касается группы мастеров, то полная информация содержится в статье о первом из них. Остальные статьи дают отсылку к ней. В этом случае название статьи, содержащей дополнительную инфор-мацию, выделяется полужирным шрифтом.

3.1. Каталожные сведения о сохранившихся произведениях включа-ют в себя: название произведения, дату, местонахождение, инвентарный номер , размер, происхождение, источник и время поступления, сведения о реставрации, общее состояние сохранности. Приводится полный текст надписей, содержащих сведения о мастере, вкладчике или времени созда-ния произведения, с указанием того, в каком месте произведения и в какой технике сделана надпись.

Надписи передаются буквами современного гражданского шрифта, в упрощенной орфографии: "ъ" в конце слова опускается, титла раскрыва-ются, выносные буквы вносятся в строку, имена собственные пишутся с прописной буквы, пунктуация соответствует современным правилам. Ки-риллическая нумерация передается арабскими цифрами. Пропуски отдель-ных букв восполняются в квадратных скобках, пропуски частей текста обозначаются многоточием.

Если произведение опубликовано, дается ссылка на первое и/или наиболее доступное издание.

3.2. В разделе “Приписываемые произведения”, помимо обычных ка-таложных сведений, указывается, кто и на каком основании высказал предположение об авторстве, а также наличие других мнений по этому во-просу в научной литературе. Атрибуции, имеющие характер простых предположений, не учитываются.

4.1. Под заголовком "Источники" даются шифры архивных дел, содер-жащих сведения о мастере, если они не указаны в тексте словарной статьи. В отдельных случаях указываются основные публикации документов.

4.2. 1. В разделе "Библиография" указываются в хронологическом порядке те публикации, которые содержат новые сведения и соображения, касающиеся биографии и творчества мастера. Работы, излагающие уже из-вестные сведения, а также посвященные стилистическому и иконографи-ческому анализу произведений мастера, как правило, в библиографию не включаются.

4.2.2. В переизданиях сначала ставится дата первого, затем послед-него издания (в круглых скобках), номера страниц даются по последнему изданию. Из двух работ Д.А.Ровинского, 1856 и 1903 гг., более позднее указывается только в том случае, если оно содержит новые сведения по сравнению с первым.


©2003-2009 Игорь Александрович Кочетков, текст.